HR

Мотивация персонала: материальное и нематериальное стимулирование

Тема мотивации персонала очень обширна и глубока — вам это скажет любой стоящий HR-менеджер.

Подумайте сами, ведь люди настолько разные! У каждого — свой характер, темперамент, психотип. Каждый имеет при этом свою собственную шкалу ценностей и, соответственно, свое видение мотивации.

И что теперь, скажете вы, применять индивидуальный подход? Да у меня работает 200 человек, на минуточку! Использовать по старинке метод “кнута и пряника”? Да может, мне вообще перестать заморачиваться по этому поводу, а просто платить ежеквартальные премии ключевым эффективным сотрудникам, без промедления увольнять недовольных и устраивать корпоративы 3 раза в год?

Ну что ж, давайте внесем некоторую ясность.

Внутренний стимул для сотрудников действительно важен. Он — в некотором роде энергетик, дающий человеку возможность работать лучше, выкладываться на все 100% и стремиться к постоянному прогрессу.
И для того, чтобы ваша команда состояла из таких суперлюдей, нужно знать о видах мотивации и уметь успешно их применять.

О видах мотивационного стимулирования

Конечно, дело в деньгах! Материальное стимулирование

1.Заработная плата
Здесь важны несколько моментов:

  • Алгоритм начисления. Человек должен четко знать, от каких показателей зависит размер его зарплаты и надбавок.
  • Индексирование оклада. В компаниях с грамотной системой материальной мотивации учитывают, например, коэффициент инфляции и стаж работы сотрудника в организации.
  • Своевременная выплата. Ее задержка подрывает доверие к компании, в разы усиливает недовольство коллектива и отбивает у него всякое желание трудиться.

2.Бонусы, премии
Необходимо, чтобы люди понимали, за что именно они получают денежное вознаграждение. Грамотно выстроенная система КРІ и объективное премирование дают сотрудникам мощный внутренний толчок.
Если же бонусная система недоработана, а премии выдаются “за красивые глаза”, ждите нездоровую атмосферу и демотивирование в рядах коллектива.

3.Соцпакет
Очень эффективный элемент непрямого материального стимулирования.
Синонимом данного понятия можно считать заботу компании о сотрудниках. И это действует зачастую лучше, чем “деньги в кармане”.
Медицинское страхование, льготные путевки, обучение и повышение квалификации за счет компании, оплата абонементов в спортзал, бесплатное питание, служебный транспорт — эти и другие материальные блага способны существенно повысить лояльность сотрудников.

Да разве счастье только в них? Нематериальное стимулирование

Говоря о мотивации, невозможно обойти словом и ее эмоциональную составляющую.
Человек может бросить даже очень высокооплачиваемую работу с массой дополнительных “плюшек”, если ему в компании психологически некомфортно.
Для этого и существует нематериальная мотивация. Ее видов довольно много, мы приведем лишь некоторые из них.

1. Похвала
Важно, чтобы руководитель замечал не только “косяки”, но и умел похвалить сотрудников за хорошую работу.
Этот метод мотивации только кажется несложным.

Во-первых, руководитель может иметь критичные требования к себе и окружающим. “Он просто делает свою работу”, “Это было не идеально, за что же хвалить?”, “Как бы корона не выросла” — такие и подобные фразы можно довольно часто услышать от управленцев.
Во-вторых, у некоторых сотрудников от постоянного признания их заслуг начальством в самом деле случается “звездная болезнь”. И такие знаменитости перестают работать старательно.
Поэтому важно быть объективным, соблюдать меру и понимать, для кого из сотрудников похвала — действительно мощный стимул.

2. Карьерный рост.
Если сотрудникам некуда расти, рано или поздно они задумываются о переходе в компанию, где этот рост возможен.
Понимание, что изменение их карьерного статуса и профессионального уровня в лучшую сторону — реально, является отличной мотивацией.

3. Сопричастность.
Удовлетворенность своей работой, в любой компании, невозможна без этого ощущения.
Сотрудник, который работает обособленно, чувствует себя “не в своей тарелке”, имеет внутренний конфликт между личными ценностями и ценностями компании, никогда не раскроет свой потенциал на 100%.

Сопричастность — это о единстве. О вере в общую цель и сплоченной работе для ее достижения. О том, что каждый сотрудник компании, независимо от должности и уровня оклада, знает, что он — часть команды и его работа важна и ценна для нее.
Создание такой атмосферы требует довольно много моральных усилий со стороны руководящего состава и кропотливой работы HR-отдела. Но это стоит того.
Моральная сопричастность дает ощутимый материальный эффект, ведь суммарная производительность людей, имеющих общий командный дух, несоизмеримо выше, чем множество индивидуальных “я просто делаю свою работу”.

Рассмотрев основные виды мотивационного стимулирования, нужно понимать, что ни один из них не будет работать сам по себе.
В любой компании должна быть разработана прозрачная и понятная каждому сотруднику система мотивации, включающая как материальную, так и нематериальную составляющие.
Не будем скрывать, что и без отрицательного стимулирования (выговоры, финансовые санкции и т. п.) в этой системе не обойтись.

Зная “правила игры” и убеждаясь в их подтверждении на деле, сотрудники смогут легко сориентироваться и настроить свою работу так, чтобы получать от нее максимальную пользу. А это, несомненно, отразится и на компании, принося ей прибыль и всеобщее развитие.

Вернуться к списку