HR

Корпоративная культура

Корпоративная культура — бесценный ресурс организации. Она является мощнейшим средством управления и незаменимым маркетинговым инструментом.

Существует множество определений, что такое корпоративная культура. Для нашей статьи наиболее подходящим является определение, что
корпоративная культура — это модель поведения, которая приобретена организацией в процессе ее адаптации к внешней среде.

Прежде чем перейти к разбору, из чего состоит корпоративная культура, развеем мифы, которые возникли вокруг неё.

Миф первый

Корпоративная культура — это корпоративы, тимбилдинг, пикники и т. д. Данный миф наиболее распространенный, и чаще всего при задаче поднять корпоративный дух компании закладывают действия, связанные с походом на вылазку коллективом. Это не так.

Миф второй

Второй миф — “у нас нет корпоративной культуры”. Он возникает на базе первого мифа, когда корпоративную культуру ассоциируют только с ивентами либо с символикой компании.

Миф третий

Корпоративная культура — это “промывание мозгов сотрудникам”. Данное заблуждение возникает тогда, когда сотрудники в компанию попадают через плохо организованную систему найма. Те люди, которые не разделяют ценности и не соответствуют культуре организации.

Миф четвертый

Корпоративную культуру создают HR. HR создают инструменты, которые поддерживают, развивают или трансформируют культуру компании. Формируют корпоративную культуру отцы-основатели. Наш опыт показывает, что любая организация — это зеркальное отражение ее основателя. Безусловно, степень влияния зависит от масштаба бизнеса: чем меньше организация, тем сильнее влияние на культуру ее основателя. Соответственно, чем больше компания, тем больше субкультур в ней существует.

Миф пятый

Можно иметь несколько разных корпоративных культур: одну для клиентов, другую для сотрудников, третью для партнеров. Это заблуждение. Если вы демонстрируете дружелюбие клиентам, однако при этом не уважаете свой персонал, с первой целью ничего не получится. Только довольный персонал может сделать клиентов удовлетворенными.

Миф шестой

Он гласит, что существуют “плохие” и “хорошие” корпоративные культуры. Таких критериев не бывает. Есть культуры, помогающие достигать цели либо наоборот.

Корпоративная культура состоит из нескольких элементов.

  • Первый элемент — это ценности, то, что компании помогает отличить “плохое” от “хорошего”, “своего” от “чужого”.
  • Второй элемент — это принципы управления, то, на основании чего компания принимает решения, разрешает конфликты, то, как функционируют социальные лифты, модель лидерства и т. д.
  • Третий элемент — это ключевая экспертиза, или профессиональные компетенции, которые создают ценность для клиента.
  • Четвертый элемент — это кодекс поведения, который формируется на базе всего вышеперечисленного. Это своеобразная конституция организации.

Рассматривая понятие корпоративной культуры, важно отметить ее уровни. Традиционно их выделяют три. Первый — поверхностный. Это все то, что прекрасно считывают новички, попадая в организацию. Это офис, коммуникации, форма обращения друг к другу, корпоративная символика и др. Следующий уровень — это корпоративная философия: видение, миссия, ценности. И последний, так называемый глубинный уровень — это базовые установки и убеждения тех, кто стоит у истоков компании.

Только знание всех уровней дает понимание, почему трансформация культуры на первом и втором малоэффективна и формальна. Изменение культуры происходит только тогда, когда собственники меняют свое поведение и установки, а не когда происходит апгрейд офиса или корпоративной философии на бумаге. Истинная трансформация, или изменение культуры, — это длительный и болезненный процесс. И, прежде чем запускать его, необходимо глубоко продумать данный вопрос. Потому что менять себя — самая сложная задача из всех возможных.

Вернуться к списку