Маркетинг

Прежде чем открыть бизнес, узнайте, будет ли ваш продукт продаваться. Как провести исследование рынка?

Предприниматели часто настолько увлечены собственными идеями, что могут потерять объективность в оценке перспектив своего продукта или бизнеса в целом. Вместо того чтобы потратить время на тщательное планирование и исследование, они зачастую спешат тратить ценные финансовые ресурсы на несфокусированные или нецелевые действия.
Есть ли интерес к продукту или услуге, которые вы хотите продать? Насыщен ли рынок и в какой мере? Кто ваши покупатели, почему они будут покупать именно ваш продукт? Достаточно ли отличается ваш продукт от продукта конкурентов? Это те важные вопросы, которые должен задать себе собственник до начала запуска бизнеса или вывода нового продукта.

Именно маркетинговые исследования помогут разобраться в этом, определить потенциал вашей бизнес-идеи, понять особенности поведения потребителей, в том числе культурные, социальные и личные факторы, оказывающие влияние на их выбор.

Как это сделать, если вы не понимаете, с чего начать? Есть как минимум четыре способа получить ценную маркетинговую информацию, проведя исследования рынка как самостоятельно, так и с привлечением внешних партнеров.

1. Проведите исследование конкурентов

Прежде чем вы начнете тратить ресурсы на рекламу, проведите анализ рынка и своей целевой аудитории. Один из самых простых способов это сделать — проанализировать компании, предлагающие аналогичные продукты или услуги. Изучая то, что они делают, вы можете увидеть, что работает, а что нет, как, где, по каким каналам продвигают свои продукты конкуренты, какие маркетинговые инструменты используют.

Пошаговый алгоритм:

  • определите ключевых конкурентов (не более 5—7);
  • определите цель анализа и выберите характеристики, важные для сравнения (например, стратегии, позиционирование, потребительские сегменты, продуктовый портфель, цены);
  • соберите данные в матрицу;
  • сделайте выводы о сильных и слабых сторонах конкурентов, незанятых нишах, успешных стратегиях и инструментах продаж и продвижения.

2. Проведите анализ потенциальных клиентов

Узнайте, что клиенты думают о ваших продуктах или ​​услугах, проведя онлайн-опросы, телефонные интервью или фокус-группы.

Пошаговый алгоритм:

  • сформулируйте гипотезу о ваших целевых потребителях, опишите их характеристики — демографические, поведенческие;
  • выберите канал (онлайн/офлайн) и способ получения данных (опрос, интервью, фокус-группа), убедитесь, что они охватывают именно вашу целевую аудиторию;
  • проведите опрос;
  • проведите анализ данных и сделайте выводы, какую ценность может дать ваш продукт вашей целевой аудитории и как ее правильно сформулировать и донести.

3. Купите данные экспертных исследований рынка

Иногда требуется слишком много ресурсов, чтобы получить все необходимые данные самостоятельно. В этом случае целесообразно обратиться в компанию, специализирующуюся на исследованиях рынка. Такие компании могут предоставить вам ценные данные, сбор которых потребовал бы огромных денег. Как правило, они регулярно с определенной периодичностью проводят исследования выбранных сегментов рынка. Важно убедиться, что компания имеет экспертизу именно в вашей отрасли. Недостатки таких исследований — вы можете не получить нужные вам данные для определенного географического региона или определенного рынка/продукта, выводы вам придется делать самим.

4. Наймите исследовательскую компанию

Самый достоверный и точный анализ рынка именно по вашему продукту/услуге, о вашей целевой аудитории могут сделать исследовательские компании. Они не только предоставят вам полный анализ рынка, но и порекомендуют наиболее подходящий тип исследования, помогут рассчитать статистически достоверную выборку, разработать анкеты, качественно провести сбор и анализ данных, а также подготовят выводы и рекомендации. Единственный недостаток таких исследований — довольно высокая стоимость.

Как выбрать исследовательскую компанию, составить правильное ТЗ, провести тендер и на что нужно обратить особое внимание, читайте в следующей статье.
А в целом рекомендуем вам использовать для поиска информации все доступные источники, например: данные аналитических агентств, отраслевых ассоциаций, отраслевые и потребительские публикации, форумы и блоги, отраслевые выставки и конференции.

Помните: чем больше вы сделаете перед запуском бизнеса, тем меньше вам придется переделывать после и тем менее болезненными будут ошибки. Удачного взлета!

Вернуться к списку